Крик
Кому не знаком победный крик? Сколько в нем торжества. Крик - вызов, это другое звучание и другое значение. Он показывает силу.
При описании действий славянского войска в VI-VII вв. Маврикий Стратег отмечал следующее: "Они не признают военного строя, неспособны сражаться в правильной битве, показаться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться с силами неприятелей в рукопашной схватке" .
Видимо составной частью воинского умения славян было умение боевого крика. На это указывает описание деяние легендарных богатырей. В былинах посвященных Илью Муромцу первым и наиболее часто упоминаемым подвигом являлся - пленение Соловья Разбойника. В одной из белорусских былин "Праз Ільюшу" он зовется - "Сокол". "Ён, негідны Сокал як свісьня дак на двананцаць вёрст даленей чалавек упадая - крэпка сілян быў. І дастаўляў яму, цару Прожёру, па дзесяць челавек у адзін дзень. І сядзеў тэй нягідны Сокал на двананцаці дубах адзін, і ў яго двананцаці рагоў."
Где был исполнен этот подвиг Ильёй Муромцем?
"А у той ли грязи черноей,
Да у славной речки у Смородины,
А у той ли березы у покляпые,
У того креста у Леванидова."
Так описывается это место в русских былинах. Белорусы дают несколько иное описание: "Пад'ізжыў к Крівому лесуі спрашіваіць, ідзе Салавей Разбойнік жівець. Слышна ў етым лясу жівець, - толькі няту ні ходу, ні езду: убіваіць."
Русские былины отличаются от белорусских. В последних в частности указывается факт дружбы между Ильей Муромцем и Соловьем Будимировичем , на что находим подтверждение в былине "Илья и Идолеще", где после встречи с Соловьем разбойником Илья Муромец видимо переняв умения "боевого крика" и применяет его сам, под видом калика перехожего:
От того от каличьего голоса
Небо с землей потрясалися,
Белокаменные палаты пошаталися,
Во палатах столы сколыбилися,
За столом князья-бояре все припадали,
Поганое одолище приужахнулось.
Все это указывает, что земли севернее Чернигова, а именно земли славянского племени Радимичей, были местом нахождения соловья-разбойника, а легенда показывает факт подчинения радимичей Киеву. Следовательно, можно предположить, что именно они (радимичи) и славились умением при помощи свиста, пугать воинов и лошадей.
Засвистал как Соловей тут по-соловьеву,
Закричал разбойник по-звериному,
Маковки на теремах покривились,
А коленки во теремах рассыпались
От его от посвисту соловьего,
А что есть-то людишек, так все мертвы лежат.
Як свіснуў, дык конь на калені ўпаў.
|
Рекомендуем:
|
|
Система славянского созерцания "Вир" вводит человека в определенное созерцательное состояние, используя узоры воды, создаваемые в народном ткачестве.
ознакомиться >>> |
|
|