В. Н. Корзенко Исторические аспекты развития валеологии в Беларуси (часть 3)
Матэрыялы ІІ Рэспубліканскай канферэнцыі па праблемах традыцыйнай фізічнай культуры беларусаÿ 15-16 красавіка 1999 года
часть 1
часть 2
часть 3
Литература
Анализ доступных материалов по истории медицины показал, что у восточных славян были свои достижения и приоритеты, которые внесли существенный вклад в становление современной валеологии. К их числу можно отнести:
- Бани - один из древнейших обычаев восточных славян; ее значение выходит далеко за пределы поддержания чистоты, физиологической встряски (высокой температурой, паром, водой, массажем при помощи веника), закаливания и терапевтического воздействия.
В одном из самых ранних государственных договоров (907 г.) Олега с греками, побежденная Византия (Царьград) предоставила возможность русским купцам пользоваться баней, "да творят им мовь елико хотят". Иностранцы, посещавшие Киевскую Русь с удивлением отмечали обычай восточных славян много и часто мыться и неоднократно говорили, что они у себя на родине ничего подобного не видели. Вполне естественно, что в музее истории медицины Украины одно из центральных мест занимает натурный интерьер, воспроизводящий русскую баню [8], игравшую большую роль в народной жизни, которая может быть поставлена на первое место среди средств для поддержания и укрепления здоровья.
- Отечественные летописцы кратко и четко отмечали признаки легочной чумы (черной смерти): "сице же смерть бысть скора: хрякнет человек кровию и в третий день умираше" [7]; знали о заразности больного и его вещей. Описали заболевание глаз у князя Владимира (988 г.), хроническую язву на голове у Всеслава Полоцкого (1044 г.), увеличение лимфатических узлов у князя Святослава Ярославича (1076 г.).
- Появление "лечцов", т. е. лекарей-профессионалов, которые согласно "Правде русской" (сборнику древнерусских законодательных актов XI-XII вв.), могли за плату (мзду) лечить больных и раненых; предусматривались различные наказания за увечье и побои.
- Разграничение симптоматики заболеваний в зависимости от возраста. Наиболее болезненными лекари считали детей и стариков. Младенцы страдают недугами избыточного увлажнения: потницы, сыпи (облива, воспа, лапуха), опухолями в горле. Патология стариков - затвердение уд (частей тела), сухость кожи, глухота, слепота.
- Появление примитивных противоэпидемических и профилактических мероприятий - меры самоизоляции: никто не осмеливался выходить из дома в период распространения повальных заболеваний (Полоцк, 1092).
- Использование физиологически обоснованных средств транспорта: носилок (князь Святополк, 1019), вьючных носилок, повозок, лодок; помощь при родах оказывалась в повозках, обтянутых войлоком.
- Высокий авторитет и глубокие знания женщин-целительниц - Евпраксия-Зоя (внучка Владимира Мономаха), вышедшая замуж за византийского императора, составила сочинение "мази", в котором отразила медицинский опыт восточных славян.
- Распространявшееся в период Киевской Руси христианство для своего утверждения использовало медицину. Следует вспомнить, что корень слова медицина происходит от индоевропейского med, смысл которого связан с нахождением средства (меры) исцеления и с оценкой исцеления как действия между чудом и знанием, и со срединным местом медицины между естествознанием и антропным (социально-гуманитарным) знанием [27]. В Киево-Печерской лавре и во многих монастырях монахи (лечцы-монахи) использовали для лечения средства народной медицины; некоторые из них, в частности Агапит и Алимпий, немало преуспели в этом [8]. Агапит (умер в 1095) приготовленным зельем излечил князя Владимира, которого не смог вылечить придворный врач-армянин. При дворе черниговского князя служил врач Петр Сирианин - араб (1106).
- Первые больницы стали строиться при монастырях, "строение банное, врачеве и больницы всем приходящим безвозмездно врачевание" (XI в.) На их содержание был установлен особый налог - десятина. Монастырям указывалось давать приют не только богатым, но и бедным, больным. По монастырским уставам больных, находившихся в больнице, полагалось мыть в бане 2 раза в месяц. Иногда больницы открывались и при частных ("избогорядных") домах, где инвалиды, престарелые пребывали без лечения [2].
- Ухаживать за больными в больнице поручалось женщинам (княгиня Ольга, * в.).
- В уставе великого князя Владимира Святославича (конец * - начало ** в.) обозначено правовое положение лечцов и медицинских учреждений, они отнесены к категории, подлежащей церковному суду. В уставе подчеркивался авторитет лечцов, надзор за ними духовенства. Особо оговаривалось, что "лечцы не ответственны за исход болезней, не поддающихся лечению".
- Высокой оценки заслуживала работа цирюльников, которые, не имея профессионального образования, оказывали хирургическую помощь раненым на поле боя. Широкое распространение в городах имели цехи цирюльников, в которых обучали не только парикмахерскому мастерству, но и оказанию медицинской помощи. Такие объединения были широко распространены в Киеве, Львове, Луцке, Бресте, Минске, Полоцке, Гродно, Слуцке (ХVІ-ХVІІ вв.).
- Широко известен вклад нашего соотечественника Ф.Скорины в книгопечатанье. Первый отечественный доктор медицины - Георгий Дрогобыч (1450-1494) ("Георгий с Руси") был ректором Болонского университета, профессором Краковского университета, учителем Коперника. Его книга "Прогностикон" издана в Риме на латинском языке (1483), а просветительская миссия по образованию высоко оценена во многих странах Европы [8].
- Первые госпитальные школы, учебные заведения по подготовке отечественных врачей, были открыты в Кировограде и Киеве (начало XVIII в.) Киевская Академия - одна из первых высших школ Восточной Европы. Около 100 ее выпускников получили докторские степени в ведущих университетах Европы, многие из них возглавили отдельные направления медицинской науки. Д.С.Самойлович был известным эпидемиологом-чумологом (г. Москва), почетным членом 12 европейских Академий. М.М.Амбодик - основатель акушерства, С.Ф.Хатовицкий - автор первого учебника по педиатрии, А.М.Шумлянский - основатель гистологии, И.А.Полетика занимал высшие медицинские посты в Петербурге, первый русский профессор, избранный заведующим кафедрой зарубежного университета (г. Гиль, Германия).
- Соотечественники из Беларуси и Литвы учились во многих университетах Западной Европы (Германии, Италии, Австрии, Франции, Голландии); только за столетия реформации (с средины ХVІ в.) в этих вузах занималось 466 студентов-соотечественников.
- Исторический факт (1695): два жителя города Минска, воевода Завиша К. и ксендз Бергоф А., независимо друг от друга, описали в своих дневниках вспышку заболеваний, весьма сходных с энцефалитом. Воевода описал клиническую картину болезни и подметил, что болезнь поражала преимущественно того, "кто выпасал скотину и подвергался укусам клещей в лесах и кустарниках". Это наблюдение на 200 лет опередило открытие ученых о механизмах заражения через укусы клещей [9].
- После принятия христианства на Руси сложилось две ветви медицины: монастырская и светская (мирская); последняя ограничивала себя как от монастырской, так и от языческого кудесничества, которое в свою очередь преследовалось как церковью, так и княжеской властью.
В настоящей статье дается сжатое, концентрированное изложение отдельных вопросов, связанных с такими понятиями (используя современную терминологию) как забота о здоровье, организация оказания медицинской помощи различным слоям населения, источники и пути "подготовки" кадров, формирование и накопление медицинских знаний о средствах оздоровления и мерах профилактики наиболее распространенных заболеваний у восточных славян с периода формирования Киевской Руси до ХVІІ-ХVІІІ вв.
Медицина и гигиена явились фундаментом накопления валеологических представлений, знаний и умений восточных славян.
Сложившаяся система валеологических представлений, знаний и умений как составная часть культуры восточных славян отвечала запросам своей эпохи, учитывала важнейшие факторы природной, географической и социальной среды обитания. Она опиралась на мудрость и наблюдательность народа (описание клиники легочной чумы, констатация заразительности больного и его вещей), отличалась передовой мыслью (разнообразие в использовании бани, создание больниц, богаделен, использование женского труда в них), предвещала порой за 200 лет будущие открытия (связь заболеваний человека с укусами клещей).
|
|