Слободчиков И.М. Психофизическая славянская гимнастика (Сорок сил) - как средство защиты и лечения
Практика использования физических упражнений в целях реабилитации и поддержания здоровья общепризнанна, а такие системы гимнастики как Йога и Цигун, вообще пропагандируются как средство борьбы с болезнями. Видимо, такую же роль имеют существующие славянские психофизические гимнастики - "Здрава", Руническая "Йога" (по А.Платову), "Коло-дерево", "Крик птицы", женская гимнастика "Стоячая вода", к которым с уверенностью можно отнести и славянскую гимнастику "Сорок сил".
Упражнения, собранные в гимнастике "Сорок сил", являются своеобразным средством защиты от вредоносного воздействия на человека. Толчок к созданию гимнастики в большой степени оказали работы Г.Э. Адамовича, посвященные традиционной физической культуре, славянскому целительству и мировоззрению.
Традиционные представления славян, в том числе и белорусов, указывают на наличие вредоносных сил, которые отличаются конкретными качествами, имеют имена, условную внешнюю форму и проявляются в различные времена года. Поскольку в природе всё сбалансировано и имеет свои противоположности, возникла идея о существовании и различных форм противодействия данным вредоносным силам. В народной традиции существует сорок вредоносных сил. С приходом христианства число сорок стало числом очищения души и тела, избавления от грехов, освобождение от людских пороков. Сорок дней поста позволяло человеку освободить душу и тело от всех недугов. Другими словами на протяжении сорокадневного поста человек ведет борьбу с теми же древними сорока силами зла, постепенно, день за днём, тщательно очищаясь от их вредоносного влияния. Представление о противопоставлении сорока дней очищающего поста современного христианского периода сорока злым силам "злыдням" древних времен и легло в основу защитной гимнастики "Сорок сил".
Содержание физических упражнений опирается на христианские традиции. Основное внимание при обучении уделяется положению туловища и частей тела. И это не является случайностью. "Когда в келии своей, - говорит авва Исайя, - встанешь, чтобы сотворить молитву свою не небрежничай в нерадении, не прислоняйся к стене и ног своих не распускай, стоя на одной и поджимая другую, как неразумные" (1). Святые и преподобные отцы указывали на особые психофизические механизмы, которые устанавливают обратную связь между положением тела и состоянием души и духа.
В руководствах к молитве, содержащихся в старинных писаниях, существует множество указаний относительно правильного положения тела рук, ног, головы. В частности, при чтении молитвы в положении стоя, обращалось особое внимание на равновесие, непринуждённость и устойчивость позы, ступни прижаты или слегка расставлены, верхние же части ног должны быть расслабленны. Особо указывалось на выпрямление спины, но без напряжения, плечи должны быть опущены и расслабленны.
Голову, - считали преподобные отцы, - не следует долго держать склоненной или поднятой вверх. Именно, исходя из этого наставления, микрокомплексы гимнастики "Сорок сил" состоят из минимального количества поз - 3 - 5 упражнений.
Положение рук считалось тоже немаловажным, потому что оно является внешним выражением нашей внутренней настроенности.
Издревле большое значение придавалось поклонам (земным и поясным). Считалось, что эти положения тела способствуют укреплению чувств благоговения, смирения, преклонения. Здесь же настоятельно указывается на непродолжительное нахождение в позе на коленях и сидя, во избежание затекания конечностей.
Методические указания того времени требовали, принимая то или иное положение тела, удостовериться:
- в правильности этой позы;
- в том, что мускульное и нервное напряжение отсутствует;
- в правильности дыхания;
- во внутренней тишине.
Интересно, что уже в то время существовала методика постепенного освоения позы. Признаком правильно выполненной позы считалось хорошее самочувствие, устойчивость и непринуждённость.
Особое внимание уделялось постепенному, медленному выходу из позы. "Сначала можно потереть руки, - говорится в старинных писаниях, - открыть и закрыть глаза, пошевелить ногами, распрямить колени, затем принять переходную позу (например, если тело распростерто на земле, то перед тем как подняться, надо встать на колени)".
Православные подвижники постоянно говорят о связи дыхания с молитвой. Там же говорится, что дыхание, обретая свою естественную и здоровую динамику, успокаивает тело, умиротворяет чувства и укрепляет разум. Указывается на наличие дыхательных упражнений, которые практиковали в то время, при невозможности выполнить данные упражнения, необходимо перед началом молитвы рекомендовалось сделать два - три глубоких вдоха - выдоха.
Выполнение упражнений гимнастики, традиционно связано с обращением к имени определённого православного святого и произнесением его молитвы или чтением "Иисусовой молитвы". Это является определенным психотренингом, позволяющим не только быть устойчивым психологически, но и в определенной степени повысить защитные функции организма.
Рассматривая эту позицию, можно сослаться на исследования, проведенные И.А. Вороновым. В частности, он указывает на использование данного психотренинга для ускоренной подготовки войск, применяемого А.В. Суворовым (молитвы: "Господи Иисусе Боже Спаситель Мой"; "Символ Веры", "Верую во единого бога"; "Отче Наш"; "Богородица Дево, радуйся, ".). Воронов считает, что именно благодаря применению данной методики психотренинга, "из каждых 100 раненых русских солдат умирало до 30-ти человек, в отличие от 60-ти иностранных" (2).
Практика использования гимнастики предполагает два варианта. В первом простом варианте пациенту для диагностирования вредоносного воздействия предлагается вытащить одну из карт "Злыдней", затем по номеру данной карты определяется микрокомплекс гимнастики. Пациент выполняет упражнения гимнастики с представлением символа карты до тех пор, пока символ не исчезнет.
Второй вариант использования гимнастики предусматривает определение по личному гороскопу пациента трёх микрокомплексов, которые он выполняет на протяжении определенного времени.
Защитный и оздоровительный эффект гимнастики объясняется традиционным представлением славян о причинах возникновения болезней. Наши предки считали, что "злые духи" (злыдни) нападают на человека, тем самым, вызывая у него различные недуги и тяжёлые психические состояния. Под воздействием упражнений гимнастики пациент ограждает себя от проникновения "злых сил" или убирает уже находящиеся в нём, таким образом укрепляет и восстанавливает своё здоровье.
|
|